вторник, 21 апреля 2020 г.

23.04.2020. Задание по русскому языку, 6 класс

Запись на двойном листике:
Титульный лист:
Контрольное развитие речи
по русскому языку
(дистанционное обучение)
ученика (ученицы) 6 класса
ГОУ ЛНР «Зоринская СШ № 10
имени Саши Дегтярева»
Ф.И. в родительном падеже
На развороте пишем:

Двадцать третье апреля
Сжатое изложение художественного текста
Хрустальная речка
(Далее пишете сжатое изложение)

Текст изложения

   Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:
    - Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.
   Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!
   Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.
   Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.
    Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.
    А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.
    Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
      Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?
                                                                                                     ( По Э. Шиму)


 Напоминаю порядок работы над изложением
1) Прочитать текст.
2) Определить его тему и главную мысль.
3) Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.
4) Отобрать из текста материал, необходимый для полного раскрытия темы.
5) Определить главную мысль изложения (она может совпадать и не совпадать с главной мыслью текста).
6) Продумать композиционную форму изложения (описание, повествование, рассуждение).
7) Составить план изложения.
8) Продумать использование авторских речевых средств, исходя из коммуникативной задачи изложения.
9) Подобрать слова для связи частей изложения.

  

Желаю успехов!

3 комментария: